Выступление Д.А. Панова на встрече 30 ноября 2007 года
В своем выступлении Дмитрий Аркадьевич Панов коснулся истории развития российских генеалогических исследований в 90-тые годы.
Краткая стенограмма его выступления:
«… Сегодня в качестве основных центров генеалогических исследований, кроме
Москвы и Санкт-Петербурга, можно назвать такие региональные центры, как Нальчик и Екатеринбург. В Нальчике имеется достаточное количество очень подготовленных специалистов, издаются профессиональные журналы и альманахи, два раза в год проводятся генеалогические конференции.
Аналогичная картина наблюдается и в Екатеринбурге. В этом городе очень хорошо поставлена работа генеалогического общества. Ежегодно проводятся конференции, с одной из которых я только что приехал.
Так что если у Вас родственники с Урала Вам сильно повезло, так помогут, проконсультируют и, конечно материалы там хорошо сохранились. Очень много Екатеринбурге и обучающих программ.
Занимаясь генеалогией необходимо учитывать, что, к сожалению, в нашей стране к генеалогические общества существуют отдельно от архивов. Прекрасный пример взаимодействия архивов и генеалогов – это Британия. Там эти два сообщества объединены.
У нас в стране существует историко-архивное общество, оно издает свой журнал, иногда представители этого общества присутствуют и участвуют в работе генеалогов, например в Савеловских чтениях, на которые я пользуясь случаем приглашаю всех присутствующих. Савеловские чтения пройдут в конце этого года 21 и 22 декабря в здании Исторического музея.
Можно отметить, что за последние 15-17 лет в Российской генеалогии произошел плавный переход интереса от дворянского общества к родословиям всех сословий. Сейчас в работе любого генеалогического общества очень много национальных тем, тем крестьянского сословия, конфессиональных. Информацию о темах выступлений на Савеловских чтениях можно получить на сайте или в самом Историческом музее. На Савеловские чтения люди приезжают со всей страны, и они всегда могут проконсультировать вас. Вопросы решаются самые разные. Все доклады не сильно академические и это очень может быть очень интересно и полезно для каждого из Вас».
О генеалогических обществах
«Есть генеалогичесое общество в Москве, историко-генеалогичесое в Санкт-Петерберге, Уральское историко-родословное общество.
Формально эти общества считаются отделениями Московского общества, но на местах они активно проводят свою политику, издают журналы и альманахи».
Вопросы по раскулаченным крестьянам.
«Ответы на вопросы по раскулаченным крестьянам необходимо искать в местных архивах, в фондах административных органов, архивах современной истории. Информация можно найти и в документации НКВД, для Вашего случая в фондах Верхнеуральской тюрьмы. Большой объем информации уже содержится в материалах обществ репрессированных.
Но чем дальше Вы двигаетесь в глубь веков, тем меньше будет ссылок».
Перепись населения 1897 года.
Дубликатов исторических документов переписи 1897 года практически не сохранилось. Повезло нескольким губерниям: Тобольской, Архангельской, Одессе - самому городу…»
Национальные особенности генеалогических поисков.
«По еврейское генеалогии рекомендую начинать с Интернета. Сразу своего родственника Вы не найдете, необходимо искать территориальное размещение людей по именам.
Рекомендую также просмотреть книгу Бейдера « Список фамилий России еврейского происхождения. Селентек – документы о евреях в польских архивах. Это далеко не полный источник, но к этому можно обратиться.
Хороший источник информации – памятные книги губерний, издаваемые с 1870 по 1917 гг. Это списки, прежде всего чиновников и общественных деятелей, но там же можно найти и имена врачей, провизоров и других известных лиц . Можно использовать зал периодической печати в Химках. Довоенные годы представлены очень неплохо.
Просматривать каждый год тяжело, но года лучше не пропускать.
Это очень хороший путь поиска, в особенности, если не сохранились архивы.
Что касается еврейской генеалогии – не надо зацикливаться на место только на месте проживания искомого человека. Еврейские семьи постоянно передвигались, они могли быть зафиксированы в Литве и через некоторое время, проживать совсем в другом месте, скажем в Одессе. Фамилии – хороший след, поэтому необходимо смотреть Памятные книжки. Хорошие результаты могут дать рекрутские списки. В основном, эти списки хранятся на местах, но иногда они объединялись. Подобное встречается в Кировограде, где списки евреев подлежащих призыву не рукописные, а напечатанные.
Что касается перехода евреев из сословия в сословие, необходимо отслеживать место проживания: в одних губерниях - это поощерялось, в других - запрещалось.
Серьезных исследований по евреям-колонистам нет, но материалы по этому вопросу, все же встречаются».
Сословные особенности
«Начинать поиск священнослужителей можно с использования фонда периодических изданий епархиальных ведомости по своей губернии.
При этом важно определить, где, все-таки, служил священник, очень много встречается однофамильцев.
В исторической библиотеке епархиальные ведомости очень хорошо представлены.
Так же важно определить к какой епархии какой приход относился. Как правило, принцип деления епархий совпадал с губернским принципом, но бывали и исключения. Аналогичная картина территориального деления встречается и в учебных заведениях, например, Казанский учебный округ включал не только Казань, но и многие другие города России.
Обратите внимание на изменение названий уездов и их вхождение в губернии.
Всю информации по фамилиям необходимо собирать и систематизировать».
Вопросы по состоянию архивов
«Гомельская область материалы дореволюционные хранятся в Минске. Западная Беларусь - Гродно архив пострадал, но кое-что есть. Хорошо сохранилась Минская губерния центральная часть, Могилевская хуже, но хуже всего Витебская – очень сильно пострадала.
И Минская, и Могилевская, и Витебская области хранятся в Минском архиве, Гродненская и Брестская в отдельном хранении.
Печальна судьба Каменец-Подольского архива пострадавшего от пожара и воды. Документация перевезены в Хмельницкий и судьба документов пока не определена.
Документы в ВОВ немцами не уничтожались, а вывозились.
В СССР архивы находились в ведомстве Берии: иногда это их спасало, а иногда нет.
Черниговский архив – пострадал, но не так сильно. Самый пострадавший архив Полтавский, Днепропетровский, Восточная Украина, Харьков.
Горели архивы и в советское время – Костромской и Саратовский архив, утонул Новгородский архив во время войны на барже.
Во времена царской России пожары так же случались. Например, в Иркутском архиве сгорели ревизские сказки в 1870 году. В Симбирске такая же история. Документация хранилась в деревянных домах, и материалы терялись полностью во время пожара.
Материалов все же много. Необходимо изучать их комплексно: и исповедные ведомости, и ревизские сказки, и посемейные списки, а так же другие материалы.
Очень сложны материалы по переселению. Заселение могло осуществляться в силу разных обстоятельств. Документация могла не сохраняться вообще, и нам остается только реконструировать события. Например: строительство городков и засечных линий в 17 веке осуществлялось из северных уездов Руси. Для отыскания следов переселения необходимо просмотреть книги Разрядного приказа, какие то данные могут и сохраниться. Но это очень и очень большая работа.
Всегда следует помнить, что человеческая история - это не математика. Человеческий фактор здесь очень много значит».
|