Категории каталога

Советы начинающим [8]

Форма входа





Среда, 18.10.2017, 19:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Генеалогические чтения
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Советы начинающим

Некоторые термины родства. Воспреемники и поручители

Некоторые термины родства

Пращур – отец прапрадеда.

Стрый великий – двоюродный дед.

Тетка великая – двоюродная бабка.

Стрый – дядя по отцу.

Стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери).

Тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей).

Братанич – племянник (сын брата).

Братанка – племянница (дочь брата).

Сестричин – племянник (сын сестры).

Сестрична – племянница (дочь сестры).

Первые стрыйные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры.

Вторые стрыйные или внучатые братья и сестры или вторые брату чада – троюродные братья и сестры.

Внучатые племянники или племянницы – дети троюродного брата или сестры.

Внуки стрыйные – двоюродный племянник или племянница.

Отчим – муж матери.

Мачеха – жена отца.

Пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или сын жены от прежнего мужа.

Падчерица – дочь мужа прежней его жены или дочь жены от прежнего мужа.

Единокровные братья и сестры – дети от одного отца, но от разных матерей.

Единоутробные братья и сестры – дети от одной матери, но от разных отцов.

Сводные братья и сестры – дети сближенные браком отца одного и матери другого.

Свекор – отец мужа.

Свекровь – мать мужа.

Тесть – отец жены.

Теща – мать жены.

Зять – муж дочери. Иногда так называют мужа сестры.

Невестка или сноха – жена сына. Иногда так называют жены брата.

Деверь – брат мужа.

Золовка (или свесть) – сестра мужа.

Шурин (или швагер) – брат жены.

Своячница – сестра жены.

Свояк – муж своячницы (муж сестры жены).

Сватья и свахи – родители мужа и жены между собой.

Ятров (ятровица) – жена деверя (жена брата мужа).

Кум или кума (устар. кмотр и куепетра) – восприемник или восприемница, крестный отец или мать.

Состоят в духовном родстве между собою, и так же называются относительно родителей и родичей крестника или крестницы.

Кто такие воспреемники и поручители.

Для ответа да эти вопросы приведу развернутую справку о регистрации актов гражданского состояния до ВОСР.

До 1917 года (и некоторое время после) не отделявшее себя от Православной Церкви Российское государство передавало ей некоторые немаловажные обязанности, поручая, в том числе, регистрацию актов гражданского состояния. В каждом храме хранились метрические книги, в которые тщательно вносились записи о крещении, венчании и погребении всех, кто принадлежал данному приходу. Консистория строго следила за тем, чтобы каждая запись была заверена священником, диаконом и псаломщиком, принимавшими участие в совершении таинства. При этом по крещении в книгу вместе с датой рождения младенца вносились имена родителей и восприемников, при венчании имена жениха и невесты, свидетелей, которые назывались также поручителями или "поезжанами"; запись о погребении, помимо даты смерти, включала сообщение о ее причине, последнем причастии и месте погребения. Запись о венчании, кроме метрической книги, вносилась в паспорта вступивших в брак.

Закон обязывал священника быть особенно внимательным к совершению брака. Перед началом венчания требовалось представить в Церковь документы, которые могли удостоверить священника, что возраст, вероисповедание, гражданское состояние жениха и невесты, отсутствие недопустимого родства между ними, позволяют вступить в брак. Бюрократическая волокита была сведена к минимуму, поскольку сам священник, на которого ложилась вся полнота ответственности за правильность брака, определял, какие документы будут для него достаточны.

Если жених или невеста выглядели слишком уж молодо, требовалось предъявить метрическое свидетельство о рождении и крещении или выписки из исповедных списков приходских храмов жениха и невесты, по которым можно было установить их возраст. Паспорта и виды на жительство доказывали безбрачие жениха и невесты. Вдовцы и вдовы подтверждали смерть своих предыдущих супругов соответствующими метрическими выписками.

Военнослужащие и чиновники гражданских ведомств должны были предоставить разрешение своего непосредственного начальства на вступление в брак. В этих удостоверениях так же указывалось холостым или вдовым является жених, возраст, вероисповедание и т.д.

Даже если все документы вступающих брак были в порядке, приходской священник был обязан троекратно во время ближайших воскресных или праздничных литургий оповещать прихожан о предстоящем бракосочетании. Такое "оглашение" или "окличка" призваны были выявить все фактические препятствии, делавшие брак невозможным. А после исследования всех документов и оглашения священник должен был составить еще один особый акт, называвшийся "брачным обыском". В брачном обыске находились все метрические данные жениха и невесты, указывалось на отсутствие недопустимого родства и на согласие родителей или опекунов, подтверждалось согласие начальства военнослужащих и чиновников, назначалось время и место предстоящего венчания. Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями со стороны жениха, двумя или тремя поручителями со стороны невесты и в заключение священником, диаконом и псаломщиком, производившими обыск.

Таким образом, "роспись" жениха и невесты была непременной принадлежностью бракосочетания и в то время, когда оно совершалось исключительно в Церкви.

Роль поручителей при венчании.

В народе поручителей называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) – поручители или восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Воспреемники при крещении.

Согласно православным церковным правилам, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ при крещении человека является ОДИН воспреемник (крестный) - мужчина для мужчины (мальчика) и соответственно женщина для женщины (девочки).

В России издавна существовала традиция иметь крещаемому человеку ДВУХ воспреемников - крестного отца и крестную мать.

Некоторыми эта ситуация трактуется как необходимость иметь двух равноправных воспреемников, при этом они оба являются родственниками (браки между ними не допускаются). Есть так же мнение, что только один из воспреемников должен быть родственником и духовным наставником, а другой – просто свидетель. При этом запрещение брака между восприемниками трактуется как общепринятая этическая норма, а не канон.

Если обратится к православным канонам, то можно использовать такое определение воспреемника:

«При Крещении бывают восприемники для того, чтобы поручиться

перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под свое

попечение для утвержденияего в вере». Свт. Дионисий Ареопагит. О

церковной иерархии. Гл.2.

Следовательно, воспреемником можно считать одного из ближайших (но не отца, и не мать) родственников крестящегося, что дает нам определенное направление генеалогического поиска. Поручители могли быть и не родственниками, но, как правило, выбирались тоже из их числа.

Категория: Советы начинающим | Добавил: predok (13.03.2008)
Просмотров: 4433 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017